Sheva (sheva_vet) wrote,
Sheva
sheva_vet

Categories:

Немного о пророчествах

Царь Ахаз стал царем в двадцать лет и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме. Ахаз вел себя очень плохо, не жил праведной жизнью, как Давид, к примеру. И кстати, он был сыном Йотама - единственного царя, который был абсолютно праведен. А Ахаз совсем наоборот, был нечестивым с головы до ног, от начала до конца. Он даже сына своего провел через огонь (это одно из главных форм богослужения идолам). Причем, он одного провел через огонь, причинив ему ожоги (это Хискиягу (Езекия), будущий царь Иудеи, который будет править после Ахаза), а остальных сыновей сжег напрочь, принеся их в жертву всесожжения. В результате у него в живых остался только один сын, наследник престола.
Царь Арамейский и царь Израильский решили вместе завоевать Иерусалим, потому что поняли, что царь Иерусалима таким нечестивым быть не может. Осадили они город, но одолеть не могли.



В общем, царь Ахаз оказался в осаде. Тогда он послал гонцов к царю Ассирии, чтобы позвать его для защиты от царя Арамейского и царя Израильского, которые восстали против Ахаза. Он набрал из Храма золота и серебра и послал с гонцами к царю Ассирии в подарок. (Сокровища Храма, Карл!) Царь Ассирии послушался, пошел в Дамаск, выгнал всех оттуда, а царя Арамейского убил, полностью захватив Арам, который, кстати, постоянно притеснял Иудею до той поры.

Ахаз сгонял сам в Дамаск, увидел там местный языческий жертвенник, срисовал его и послал чертежи своему священнику Урии, и тот построил такой же у себя в Иерусалиме, и не просто в городе, а прямо в самом Храме. Ахаз вернулся и принес в жертву на нем все, что было по традиции положено — ну там кровь жертвы, сжег что-то и все такое. Дедушка Ахаза, кстати, который как-то решил сделать воскурение где не надо, сразу же получил проказу от Бога за это мероприятие. А с Ахазом ничего не произошло, только было сказано, что нет у него доли в будущем мире.

Израильтяне многих убили, взяли в плен у Иудеи двести тыщ жен, сыновей и дочерей, и много скота, и доставили в Шомрон. А там был пророк, который сказал израильтянам, что чего вы, дескать, устроили погром, когда Бог дал вам иудеев в ваши руки? Могли бы спокойно взять, а не убивать через одного или подряд кучами. И нехорошо так яростно нападать, а сейчас вы причинили зло, и оно вопит до небес. Вы хотите иудеев превратить себе в рабов, а я вам говорю, что верните всех, откуда взяли! Потому что Бог на вас разгневался за это.

Тогда некоторые военачальники Израиля взяли пленных, кто был голый, тех одели и обули, всех полечили, накормили, благословили, а кто был очень слабый, тем выдали ослов для ехать, и всех их доставили в Иерихон к братьям их, а сами возвратились в Шомрон.

В то время послал Ахаз к ассирийцам за помощью, как раз когда израильтяне вернули пленных, позаботившись о них. И как раз эдомитяне вторглись в границы Иудеи и еще кто-то там из врагов. В общем, начался тяжелый период в правлении Ахаза.

Вообще интересно — другие народы аккуратно грабили и захватывали Иудею, а израильтяне делали все это с повышенной жестокостью, совершенно не оправданной. Галаха, кстати, позволяет еврею владеть евреем-рабом на срок не более шести лет, при определенных условиях и по совершенно конкретным причинам. Или если он украл и не может оплатить украденое, или он сам не в состоянии прокормить себя и сам продает себя в рабство. Концепция рабства в Израиле — это поддержка нуждающегося. Раба-еврея нельзя порабощать работами тяжелыми и унизительными, но это совсем не то, что планировали делать израильтяне. Поэтому когда пришел пророк и сказал им про то, что Бог недоволен их поведением, те послушались и все исправили. Напоминаю, а Ахаз после освобождения нет бы поблагодарить Бога, он реформировал Храм и превратил его в языческое капище.

Исаия пророк, кстати, говорил про эту ситуацию, что Иерусалим не падет перед армиями Арама и Израиля. Он еще в дни осады это говорил, что Иерусалим не падет перед врагами.

Вот что написано в книге пророка Исайи:

(1) И было, во дни Ахаза, сына Йотама, сына Уззийау, царя Йеудейского, пошел Рецин, царь Арамейский, и Пэках, сын Ремалйау, царь Йисраэйльский, войною на Йерушалаим, но не смог завоевать его. (2) И возвещено было дому Давида, (и) сказано: Арам стал лагерем вместе с Эфрайимом; и затрепетало сердце его и сердце народа его, как трепещут деревья в лесу от ветра.

(3) И сказал Г-сподь Йешайау: выйди навстречу Ахазу, ты и Шеар Йашув, сын твой, к концу водовода верхнего водоема, что на дороге в поле стиральщиков. (4) И скажи ему: храни спокойствие (и) не бойся, и пусть сердце твое не робеет перед двумя остатками этих дымящихся головней – гневом Рецина и Арама и сына Ремалйау. (5) За то что замыслил против тебя зло Арам © Эфрайимом и сыном Ремалйау, сказав: (6) Поднимемся в Йеудею и будем ей досаждать, и прорвемся в нее, и поставим в ней царем сына Тавеала,


Поняли, да? Напавшие арамейцы и израильтяне не столько, чтобы награбить и расширить границы планировали, а у них была мотивация такая — они хотели поставить царя хорошего, потому что они ведь недовольны были Ахазом. Ничего личного, так сказать. Ну почти ничего.

(7) Сказал Г-сподь Б-г так: не свершится (это) и не сбудется; (8) Ибо глава Арама – Даммэсэк, а глава Даммэсэка – Рецин, а еще через шестьдесят пять лет (и) Эфрайим будет разбит и перестанет быть народом. (9) И глава Эфрайима — Шомерон, а глава Шомерона – сын Ремалйау. Если вы не верите, то потому, что вы неверны.

(10) И снова Г-сподь говорил (через пророка) Ахазу, и сказал: (11) Проси себе знамения у Г-спода, Б-га твоего: из глубины ли преисподней Или сверху, из вышины.

Т.е. пророк Исаия предложил царю Ахазу, чтобы произошло в мире некое чудо, которое свидетельствовало бы о том, что будет спасен Иерусалим и народ Иудеи, который скрылся за городскими стенами. Чудо, которое исполнится у него на глазах и будет тем самым свидетельствовать о спасении Иерусалима.

(12) И сказал Ахаз: не буду я просить и не буду испытывать Г-спода. (13) И сказал (пророк): слушайте же, (люди) дома Давида, мало вам досаждать людям, что вы (хотите) досадить и Б-гу моему?

Пророку Исаие конечно же не понравилось, что царь отказался от предложенного знамения, и тогда пророк сам говорит о знамении, которое произойдет и будет свидетельствовать о спасении Иудеи.

(14) За то Г-сподь Сам даст вам знамение: вот, эта молодая женщина забеременеет и родит сына, и наречет ему имя Имману Эйл. (15) Маслом и медом будет он питаться, когда сумеет ненавидеть злое и избирать доброе. (16) Даже прежде чем отрок сумеет ненавидеть злое и избирать доброе, покинута будет та земля, двух царей которой ты боишься. (17) Наведет Г-сподь на тебя, и на народ твой, и на дом отца твоего, (такие) дни, каких не бывало со дня отхода Эфрайима от Йеуды,

Пророчество о том, что прежде чем сын, рожденный от молодой женщины, сможет отличать доброе от плохого, т.е. прежде, чем он успеет немного вырасти, произойдет спасение Иудеи, снята будет осада Иерусалима, от которой трепетал царь Ахаз.


***
Так вот все это к чему. в Христианстве эти слова пророчества Исаии были взяты как первоисточник появления на свет Иисуса в результате непорочного зачатия через восемьсот лет после этого. В смысле, после того, как Исаия это сказал.

Как слова о том, что через восемьсот лет спустя появится Иисус, могли успокоить Ахаза, который бился в истерике от страха? Его интересует, что будет с Иерусалимом сейчас, а не восемьсот лет спустя. И ответ ему был, что это произойдет, прежде чем мальчик успеет вырасти — будет снята осада иерусалима. Речь не шла о том, что придет Машиах, который спасет весь еврейский народ, а о том, что эти два царя, напавшие на Иерусалим, потеряют силу. Речь шла о тяжелых годах восьмого века до НЭ и никак не касалась периода Нового завета. Пророчество исполнилось на четвертый год царствования Ахаза.

О какой женщине идет речь, кто должен родить этого ребенка? В ТАНАХе сказано алама, это переводится как молодая женщина, а девственница — это бетула. В книге Исаии дальше сказано:

(1) И сказал мне Г-сподь: возьми себе большой свиток и напиши на нем обычным письмом: маэйр шалал – хаш баз. (2) И взял я себе верных свидетелей: Урию, священника, и Зехарйа, сына Йевэрэхйау. (3) И подошел я к пророчице, и она зачала, и родила сына.

Не было там никакого непорочного зачатия. Т.е. порока и так никакого нет, когда беременеют в браке от собственного мужа, это благословление, а не порок.

И сказал мне Г-сподь: нареки ему имя Маэйр-шалал-хаш-баз, (4) Потому что прежде, чем этот мальчик сумеет выговорить: «отец мой» и «мать моя», богатство Даммэсэка и добычу Шомерона понесут пред царем Ашшурским.

Вот он, тот самый ребенок и то самое знамение. Имя переводится, кстати, как «быстро придет избавление».


Но, с другой стороны, пророчество ведь может быть... как бы сказать... двусмысленным в прямом смысле этого слова? Т.е. один из смыслов про сейчас, а второй смысл про потом, аж через восемьсот лет?
Tags: Иудаизм, Христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments