30 ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним;
31 это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.
(Лев.16:29-31)

Йом Кипур выпадает на десятый день после Рош а-Шана, и в сознании многих людей второй праздник месяца тишрей является своего рода естественным продолжением Новолетия. Говоря словами махзора, «в Рош а-Шана выносится приговор, а в Йом Кипур он скрепляется печатью». Однако при более глубоком анализе оказывается, что эти два праздника олицетворяют две совершенно разные концепции – пусть и связанные друг с другом, но вместе с тем диаметрально противоположные.
*
Убежденность в случайности происходящего - страшное преступление. Наказание за него - скрытие Б-жественной воли, в результате чего рождается ощущение отсутствия цели и бессмысленность всего, даже собственной жизни.
*
Само собой разумеется, что откладывать покаяние до Дня Искупления, дабы в этот день получить прощение за все свои грехи, — бесполезно и бессмысленно как с точки зрения Закона, так и с точки зрения здравого смысла. Если человек спокойно грешит весь год, рассчитывая в Йом Кипур получить прощение, то он просто дурак.
*
Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур. Когда жизнь всей страны Израиля затихает на целые сутки, когда в самом воздухе витает неуловимое, но хорошо различимое чувство трепета, и, казалось бы, вся природа вокруг нас погружается в напряженное ожидание.