Sheva (sheva_vet) wrote,
Sheva
sheva_vet

Конференция "Христианское единство и религиозная толерантность"




1. Дмитрий Зенченко, пастор лютеранской церкви Св. Екатерины.

Толкнул небольшую вступительную речь. Сильно волновался, что неудивительно. Некоторые цитаты:

"Мы пришли засвидетельствовать нелитургические традиции...
Будем обсуждать не церковные Таинства, а политические вопросы."
"Мы, бывает, не совсем верно понимаем, что такое - церковное единство."

"В 1846 году в Англии была первая экуменическая молитва в англиканской церкви.
В 1916 году Папа Бенедикт-XV благословил участие Католической Церкви в межконфессиональной молитве.
В 1941 году к экуменической молитве присоединились православные."


2. Митрополит Тадеуш Кондрусевич. (Римско-Католическая Церковь.)
57,51 КБ

Отличный русский, акцента совершенно незаметно. Только шипящие чуть по-польски произносит, но у нас и своих русских шепелявых достаточно.
Сначала рассказал о своем Храме, поздравил Зенченко с тем, что на днях его церковь перешла в его "владение". Оказывается, Кафедральный Храм в Москве на М.Грузинской ровно 10 лет назад стал владением католиков, а не города.

Дальше он читал по написанному заранее на бумаге.
Некоторые цитаты:


"Религии обречены на диалог."
"Толерантность - это великодушие к тем, кто имеет другое мнение...
Доктринальная толерантность неприемлема."
"Толерантность - не значит, беспринципность."
"РПЦ не приемлет доктринальную толерантность, вседозволенность."
"Политическая толерантность - это когда разные люди стараются слушать друг друга."
"Декларация: принятие разных форм самовыражения. Основание для этого - равенство всех людей, потому что для Бога мы все равны."
"Толерантность должна руководствоваться голосом своей совести. Требует ясно сознаваемой необходимости партнерского взаимодействия друг с другом. Противник толерантности - фанатизм."

Далее он цитировал выдержки из статей о.Георгия Чистякова и Н. Бердяева на тему фанатизма.

"Отсутствие диалога в общине приводит к фундаментализму."
"Католическая Церковь сейчас активно обращает внимание на толерантность. Сознады папские советы по межрелигиозному диалогу."
Энциклика "Бог есть любовь". Там было сказано, что "благотворительность не может быть основанием для прозелитизма".
"КЦ принимает христиан других конфессий с братской любовью. У них есть Слово Божье, Дух Святой, Таинства и внутреннее обращение."
"Учение Собора: у Восточной церкви есть те же духовные связи, что и у Западной церкви, у них тоже есть любовь к Писанию, Крещение, благодать, молитва, богослужение."
"В общении с нехристианскими религиями мы должны находиться вне "церковной ограды". В беседе и сотрудничестве с ними мы поддерживаем их и свидетельствуем им о своей вере, об Иисусе Христе.
Иные религии тоже обладают истиной. Это - новые отношения Церкви. (II Ватиканский Собор.)"

"Иоанн Павел II был первым, кто посетил синагогу и мечеть. Он назвал иудеев старшими братьями по вере."

Далее цитирование С.В.Ряховского. Приятно... :))

"Нам нужно общаться в другом ключе. Толерантность в общении важна для представителей монотеистических религий - христианства, иудаизма и ислама."
"Источник всех религий одинаков."


3. Профессор Герберт Андерсен, доктор богословия. (Евангелическо-Лютеранская Церковь, Калифорния.)
60,04 КБ

Раньше он был каноником в англиканской соборе в Сиэтле. Сейчас - первый джентльмен(?). Лютеранин. "И по всей видимости, им и останусь."

Говорил с переводчиком. Переводчик вроде английский знает не очень хорошо. По крайней мере, некоторые вполне ясные и недвусмысленные фразы ему приходилось повторять несколько раз, а однажды - даже дать прочитать на бумаге. Слушая профессора, я поняла, что не вижу разницы в манере, артикуляции и лексиконе в проповедях американских лютеран, методистов и пятидесятников. Один стиль, один способ подачи материала. Я имею в виду не однообразность, а некое единство, т.е. "одинаково" - в хорошем смысле слова.


"Лютеранство - не единственный путь быть христианином."
"Эмпатия и экуменизм... Никогда не думал об этих понятиях в связке, пока не пригласили выступить на этой конференции."
"Эмпатия играет высокую роль в экуменизме. Это способность узнать, представить, вообразить мир другого человека. И потом это понимание сообщить ему, чтобы он поверил, что его поняли."
"Мы уже едины во Христе. И это единство - дар Божий."
"Вклад эмпатии в экуменизм - это формирование экуменического сознания. Очарование, восхищение и гостеприимство."
"Слушая историю другого человека, мы представляем себе мир через эту историю, т.е. смотрим на мир чужими глазами. Понимаем мир так, как понимает этот человек. Мы слушаем истории о рождении детей-инвалидов в семьях; о том, как люди вступают в брак, но потом живут в одиночестве, отдельно друг от друга; об умерших людях... Мы переживаем вместе с рассказчиком. Мы должны любить слушать такие истории, уметь сопереживать. Бог тоже слушает эти истории, поэтому должны слушать и мы."

В конце после слов благодарности, благословения и прощания, ушел на место, по американско-проповеднической привычке утащив с собой стакан с водой, стоявщий на кафедре...


4. Протоиерей Владимир Федоров (РПЦ, Всемирный Совет Церквей.)
47,62 КБ

Тема доклада: Преодоление ксенофобии.

"Несколько дат одновременно: снятие блокады Ленинграда; неделя молитвы о единстве; международный День воспоминаний о Холокосте; ДР Моцарта."
"Нам нужен диалог с иудеями, чтобы уничтожить антисемитизм в Церкви.
Но мы и сами не имеем единства внутри Церкви. У нас в РПЦ - правое крыло, левое крыло... Стоит что-то сказать, тебе на фразу уже начинается: "а, ты либерал!" или "а, ты фундаменталист!". Так и спорим внутри своей Церкви, а должно быть единство, которого пока нет."
"Бывает ложное представление о единстве. Единство - это не создание "суперцеркви", не смешение, не слияние церквей. Как христиане - мы едины в Имени Христовом."
"Сам Иисус молился, чтобы ученики были едины. И мы присоединяемся в этой молитве к Нему. А то ли значение единства мы подразумеваем в молитве? К сожалению, многие считают, что единство - это приведение инославных под свою крышу. Это не так. Часто причина такого понимания - невежество, конфессиональный снобизм, непонимание."
"Слова Иисуса цитируются без контекста. А там очевиден миссионерский акцент. Там призывы к миру, к сотрудничеству, примирению - не дипломатическому примирению на словах, а именно миссионерскому сотрудничеству."
"Толерантность - это термин, хотя есть синоним этого слова в русском языке - "терпимость". Но лучше все-таки принять слово "толерантность" именно как термин. Это - готовность к диалогу, восприятию других людей."
"РПЦ обеспокоена ксенофобией, в частности - антисемитизмом. К сожалению, это встречается часто сегодня, и в самой РПЦ тоже. Так считает Алексий II. Церковь должна преодолеть ксенофобию. Антисемитизм - это грех."
"Письмо пятисот - это наша общая проблема, и общая задача сделать так, чтобы этого греха у нас не было."
"Нам, православным, есть чему поучиться и у католиков, и у протестантов в плане диалога с иудеями."
"Вот бы сделать центр межкультурного общения, куда вошли бы учебные заведения, поместные церкви и т.п. Тогда мы сможем ближе познакомиться и теснее общаться."

Потом Зенченко задарил каждому докладчику по репродукции питерского художника. Картина 1901 года с изображением церкви Св. Екатерины.


Потом мы пошли пить чай. Я налила чая Кондрусевичу, и мы с ним общались минут 15. Я ему рассказала, что регулярно посещала Мессу в Кафедральном Храме в Москве, на М.Грузинской. Что причащалась там, и у него в том числе. И что являюсь протестанткой, прихожанкой евангельской церкви. Он в ответ внимательно выслушал, а потом сказал "Слава Богу за Вас. Добро пожаловать в Храм, приходите."
Потом я рассказала свою давнюю боль - отсутствие священника в францисканском приходе г. Волгодонска. Митрополит сказал, что он не в курсе, есть ли там сейчас священник, потому что это не его епархия, а Саратовская. Но надеюсь, при встрече с главой той епархии он вдруг и вспомнит о разговоре...
Еще я пожаловалась на волгодонских казаков, которые устраивали дебоши во время строительства там прихода. На что митрополит покачал головой и сказал, что он сам знает несколько таких же случаев. И даже предположил, что казаки там говорили. Угадал на 100%. Потом мы обсудили политическую проблему депортации католических епископов из-за якобы просроченной или неправильной визы. Потом оценили вкусность пряников. Судя по тому, что он добывал их уже с соседнего стола, они митрополиту понравились.
Потом я решила, что вдруг еще кто-то желает с ним переговорить, вспомнила про совесть и распрощалась. Он меня еще раз благословил и попрощался в ответ.


Вот вещдоки:

60,41 КБ

59,38 КБ
Tags: Христианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments