Sheva (sheva_vet) wrote,
Sheva
sheva_vet

  • Music:

Хаг Шавуот самеах! С праздником дарования Торы! С днем Пятидесятницы!

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
(Деян.2:1,2)




Апостолы праздновали день Пятидесятницы, т.е. Шавуот. Шавуот приходится на шестой день еврейского месяца Сиван. В Израиле его празднуют один день, в галуте — два дня. Слово «Шавуот» означает недели — семь недель отделяет Шавуот от Песаха, и после 49 дней, на пятидесятый празднуют.

В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот — это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды, в том числе упомянутые в Торе пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики.


А у меня сегодня домашняя хала עשוי את חברה שלי и вкусный свежайший сыр President.


***

История еврейского народа изобилует событиями величайшего значения: спасениями и катастрофами, днями счастливыми и скорбными. Однако все они все-таки несопоставимы с Дарованием Торы.

Многие народы, как и евреи, кочевали с места на место и создавали затем свое государство. Многие народы, как и евреи, теряли государственную независимость и бывали изгнаны со своей земли (хотя не часто случалось, чтобы народ, уведенный в плен, смог вернуться). Таким образом, можно было бы сказать, что в истории Израиля нет ничего такого, что кардинально отличало бы ее от истории других народов, если бы ни предстояние евреев на горе Синай и получение Торы. Память других народов не сохранила ничего подобного ни в летописях, ни в легендах. В сущности вся история Израиля определена тем, что произошло на Синае. Ни освобождение от египетского рабства, навсегда отпечатавшееся в народной памяти, ни история еврейского царства, ни долгое изгнание, ни создание обширного свода философской мысли и литературы — ничто не имело бы такого ощутимого влияния на сердца и умы, не будь Дарования Торы. Конечно, отдельные евреи или большие группы евреев, а временами и весь народ, могли принять решение не выполнять более обязательства, взятые на Синае. Такие попытки предпринимались не только в последние два века, но и на протяжении всей нашей истории. Один из пророков иронически воспроизводит призыв жить, как другие народы: «Будем как язычники, как племена иноземные, служить дереву и камню...» Но подобные попытки никогда не были успешны. Еврейский народ продолжал идти своим особым путем. Создается впечатление, что сойти с этого пути просто невозможно. И действительно, любая попытка сделать это всегда приводила к одному из двух результатов: либо евреи вновь возвращалась к Завету со Всевышним как к своему неукоснительному долгу, либо, окончательно отказавшись от него, продолжали существовать как индивидуумы, но уже не как евреи. Дилемма «десяти потерянных колен» все еще продолжает существовать и имеет многообразные проявления в различных исторических ситуациях, но ее суть может быть выражена кратко: «возвратиться или исчезнуть». Иными словами, невозможно вернуть Тору Всевышнему, оставаясь евреями. Скрижали Завета стали средоточием еврейской жизни на все времена. Они призывают к принятию определенной судьбы, которая восходит к Синайскому откровению.

Естественно, еврейский народ как сообщество пережил на протяжении истории глубокие внутренние конфликты и боролся за воплощение своих идеалов. Но во все времена, при всех взлетах и падениях, принятие своей особой судьбы было его опорой. После Синая евреи перестали быть одним из многих народов — теперь они избраны Всевышним, причем это избрание основано не на единстве расы, не на кровном родстве или общности территории, но на предназначении быть «царством священников и народом святым». В силу этого классические признаки нации не могут определять еврейскую самоидентификацию. Когда еврейский народ, казалось бы, потерял все внешние национальные признаки и был изгнан на сотни и тысячи лет, лишившись своей родины, языка и единой общественной структуры до такой степени, что многие вообще отрицали его право называться народом — даже тогда он продолжал существовать во исполнение своего призвания. Значение Десяти заповедей вовсе не в том, что они вносят нечто новое и оригинальное в развитие морали. В конце концов запреты прелюбодеяния, воровства или убийства необходимы в любом обществе. Однако между этими законами социального общежития и заповедями Торы существует огромная разница. Как бы важны и значимы ни были общепринятые нормы социальной жизни, они все-таки представляют собой всего лишь общественное соглашение. Между тем Десять заповедей исходят от Всевышнего. Поэтому после Дарования Торы выполнение изложенных в них повелений становится обязанностью перед Ним, невыполнение — грехом, а то, что прежде было обычным соблюдением закона, — служением Всевышнему.
Tags: Израиль, Праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments