Sheva (sheva_vet) wrote,
Sheva
sheva_vet

Category:

Выдержки из Амиды (Шмоне Эсре)

На форуме частенько упоминают, что в Сидуре есть молитвы, обращенные против христиан. Хочу процитировать Сидур, чтобы народ почитал сам, а не слушал тех, кто сам где-то слышал звон, но так и не понял, что откуда.

Комментарий из Сидура:


4.2. Благословение «против изменников»

Особую историю имеет благословение «против изменников». Это благословение не было предусмотрено в исходном порядке «Амиды», установленном Мудрецами Великого Собрания; оно было введено раббаном Гамлиэлем Вторым уже после того, как был утвержден текст Восемнадцати исходных благословений. Поскольку в ту эпоху различные еврейские еретические секты (самаритяне, гностики и особенно ранние христиане), с одной стороны, распространяли свои взгляды с помощью обмана, пользуясь определенным невежеством простых людей и выдавая свое учение за "настоящий иудаизм"; а с другой стороны, провоцировали римские власти к преследованию иудаизма, то раббан Гамлиэль решил ввести особое благословение против этих сект.

Как рассказывает Талмуд (Брахот 27б), раббан Гамлиэль собрал мудрецов и спросил: «Есть ли кто-нибудь, кто может составить благословение против изменников?» Встал Шмуэль hа-Катан и сформулировал текст этого благословения, который и был принят. На следующий год, когда Шмуэлю нужно было быть ведущим в общественной молитве, случилось так, что он сам забыл эти слова и вспоминал их часа два или три.

Комментарий (рав А.-И.Кук, "Олат Раая") объясняет, что поскольку это благословение — единственное, направленное против кого-то, то для составления молитвы такого содержания раббан Гамлиэль хотел найти человека, который не испытывал бы ни к кому ни малейшей личной неприязни. Только благословение, продиктованное ревностью за Всевышнего, без примеси личных чувств, могло быть включено в молитвенник. Таким человеком был Шмуэль hа-Катан (Малый), прозванный так за свою скромность. Шмуэль понимал, что каждый человек любим Всевышним, но Бог все же наказывает его ради справедливости Своей. Так и Шмуэль, стараясь уподобиться Создателю, преступил через свое чувство любви ко всем евреям и составил это благословение-проклятие. Такое состояние души невозможно сохранить неизменным, поэтому через год Шмуэль забыл собственные слова.

Нам трудно однозначно установить, каков исходный текст этого благословения, поскольку оно многократно менялось под влиянием исторической обстановки, цензуры, самоцензуры и т. п. До сих пор в некоторых молитвенниках сохранились слова «мини'м» ("еретики"), «мешумадим» ("перешедшие в иную веру", "выкресты"). По-видимому, в исходном тексте стояло слово «миним», а в дальнейшем к нему прибавилось «малшини'м» ("доносчики"). Сохранились свидетельства ранних христиан о том, что евреи проклинают их в синагогах трижды в день, т. е. христиане считали, что благословение было специально направлено против них. Согласно некоторым исследователям (Эльбоген), события разворачивались следующим образом: ранние христиане-евреи отличались от ортодоксальных евреев лишь верой в свершившийся приход Мессии; они продолжали соблюдать еврейские заповеди и участвовали вместе с другими евреями в синагогальных службах. Со временем, однако, в христианстве возобладали тенденции к обожествлению их «мессии» (и тем самым к нарушению принципов монотеизма и сближению с идолопоклонством) и параллельно этому, к постепенному отказу от соблюдения заповедей. Тогда Мудрецы решили удалить христиан от синагоги путем добавления в общественную молитву текста, который был для них неприемлем. Характерно приведенное в Талмуде (Брахот 29а) правило: «Если кантор ошибся в каком-то благословении, его не заменяют, но если он ошибся именно в благословении «Против изменников», его заменяют — из опасения, что он сам еретик. Если же он уже начал благословение, но запнулся посредине, то не заменяют его» (как и было с самим Шмуэлем). Впоследствии слово «доносчики» сделалось у евреев почти синонимом слова «христиане», т. к. те постоянно призывали римские власти помочь им в борьбе с иудаизмом. Христиане были также противниками восстановления Храма. В одной из рукописей (Оксфорд) первого молитвенника Амрама Гаона прямо содержится слово «ноцри'м» ("христиане"), а также «да не будет им надежды… если не вернутся к Завету Твоему». По видимому, впоследствии из-за опасности преследований со стороны христиан прямые указания на них были убраны из молитвенника. В современном ашкеназском молитвеннике остались лишь «доносчики», «злодеи» и т. п., без прямого указания на то, к какому конкретному типу изменников-еретиков относятся эти слова.


Собственно, сам текст:

12. «Против изменников».
И да не будет надежды клеветникам; и все злодейство пусть немедленно сгинет; и все враги народа Твоего будут истреблены; и злоумышленников искорени, и сокруши, и низвергни  в скором времени, в наши дни. Благословен Ты, Господь, сокрушающий недругов и побеждающий злодеев!



Мой Сидур заканчивает Амиду таким текстом:

19. «Благословение мира».
Даруй мир, добро и благословение, милость, любовь и милосердие нам и всему народу Твоему, Израилю. Отец наш, благослови нас, всех вместе, светом Лица Твоего. Ибо Ты, Господь, Бог наш, даровал нам закон жизни и бескорыстной любви, справедливость и благословение, милосердие, жизнь и мир. И да будет угодно Тебе благословлять народ Свой, Израиль, во все времена и в каждое мгновение, даруя ему мир.

Благословен Ты, Господь, благословляющий миром народ Свой, Израиль!

Бог мой! Убереги язык мой от злословия и уста мои от лживых речей; и перед теми, кто проклинает меня, пусть душа моя хранит молчание. И пусть душа моя повергается в прах пред каждым. Раскрой мое сердце для Торы Твоей, и да устремится моя душа к исполнению Твоих заповедей; и поскорее разрушь козни и расстрой замыслы всех задумавших против меня недоброе. Соверши это ради Имени Твоего, соверши ради десницы Твоей, ради Торы Твоей, соверши ради святости Твоей. Да будут угодны Тебе слова моих уст и помыслы сердца моего, о, Господь, – мой оплот и избавитель!

Устанавливающий мир в высотах Своих, Он пошлет мир нам и всему Израилю. И скажем: Амен!

Да будет воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы возведен был Храм вскоре, в наши дни, и дай нам удел в Торе Твоей. И там мы будем служить Тебе в трепете, как в давние дни и как в годы былые. И да будет приятно Господу приношение Йеуды и Иерусалима, как в давние дни и как в годы былые.

На этом кончается молитва «Амида».

Tags: Иудаизм, Христианство
Subscribe

  • Яйцы!

    Андрей Горыныч родил яйца! Лай лай лай! Ура!!!

  • Йожик

    Пришел прям к двери. Притащила домй. Кошкам почему-то не занравился он. Так вчера чу тко понхали и ушли. Сейчас игнорируют. Но правда, как толко…

  • Кошки и бывшая лягуха

    Пока ждала ментов,вот сфоткала парочку картинок. Отвезла большую жабу в лес. Привезла небольшую лягушку, была сожрана за минуту. Еле успела…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments