Какие-то ужасы творятся на невидимом фронте. Вот, к примеру:
Дискуссия по поводу учебника Бородиной обнажила еще один "подводный камень" в вопросе о преподавании ОПК. При внимательном изучении оказалось, что сама автор учебника разрабатывала свой курс не в простой российской школе, а в школе с русским этнокультурным компонентом им. Ф.М. Достоевского. Это довольно специфическое учебное заведение, принадлежащее к сети "русских" (или "русских национальных") школ. В большинстве своем это бывшие обычные средние школы, которые в 1990-е годы избрали образовательную стратегию "формирования русской нации" за счет более углубленного изучения гуманитарных предметов (история, литература, философия) с упором на отечественные достижения в этой области (в частности, в философии присутствует апологетика славянофилов и русской религиозно-философской мысли "серебряного века") и одновременно обучения детей традиционным промыслам (резьба по дереву, гончарное дело и т.п.). В Москве на 2000-2001 учебный год было подобных школ, в других регионах России они насчитываются в единичных экземплярах.
"Основы православной культуры" (или их местные аналоги) - органичная часть образовательного процесса в подобных школах. Правда, поскольку организаторы "русских школ" являются с политической точки зрения русскими этнонационалистами, то они хотят учить детей не православию как таковому, а "русскому православию". И патриотизм, который они хотят воспитывать в детях, - не российский, а русский: "В сложившейся ситуации школа вынуждена обращаться к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в ней сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников". Именно местные "русские школы" послужили экспериментальными площадками по введению ОПК для регионов. Так, на прошедшей в 1999 г. в Курске учредительной конференции "Ассоциации школ традиционной русской культуры", в которой приняли участие помимо представителей Министерства образования педагоги из как минимум 8 регионов страны, главный "мотор" православного образования в регионе, профессор Курского педуниверситета, заведущий кафедрой православной педагогики В.М. Меньшиков заявил в интервью церковной прессе: "Национальная школа необходима нам сегодня для того, чтобы помочь русскому народу, забывшему, кто он такой есть, справиться с постигшей его трагедией, вспомнить о его предназначении в истории, об идее своего существования. <...> Русская национальная школа - это, пожалуй, единственное сегодня условие спасения нашего народа, русской деревни, русской нации. <...> Другого нам историей просто не дано - либо смерть, либо жизнь"
Полностью - тут. Написано много, но очень интересно.
Николай Митрохин
Клерикализация образования в России:
к общественной дискуссии о введении предмета "Основы православной культуры"
в программу средних школ
Доклад